Современный
мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и
интеллекте.
Функциональная
грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных
ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать
задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Функциональная грамотность сформирована через формат международного
исследования PISA.
PISA
для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития
(ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В
Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели
PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практики международных исследований качества
подготовки обучающихся.
Проведение
оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for
Schools (PISA для школ):
-
в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент
тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го
класса);
-
инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для
обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
-
участники исследования выполняют задания на компьютере;
-
все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
-
исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к
единой шкале исследования PISA.
Составляющие
функциональной грамотности
1.
Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2.
Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3.
Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4.
Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
5.
Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или
эффектного выражения воображения.
6.
Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных
лиц в решении глобальных проблем.
Нормативно-правовые
документы и инструктивные письма
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Приказ
Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и
критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо
Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке
тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо
Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке
тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо
МП РФ от 14.09.2021г. № 03-1510 Об организации работы по повышению
функциональной грамотности
Письмо
Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении
работы по повышению функциональной грамотности
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Приказ
МО Тверской области №1174/ПК от 24.12.2020 "Об утверждении Положения о
региональной системе оценки качества образования Тверской области на 2021
год"
Положение
о региональной системе оценки качества образования Тверской области
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Муниципальная система оценки качества образования
ШКОЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Приказ
МОУ Елецкой оош №46/3 от 12.09.2021г. Об утверждении плана мероприятий,
направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
МОУ Елецкой оош на 2021 - 2022 учебный год.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ МОУ Елецкой оош «Формирование функциональной грамотности
школьников» 2021-2022 учебный год